Создатель учебника арифметики: «Стране нужен 1% образованных людей. Другие — за прилавок» — wamba-mamba.ru

Математик, создатель 10-ка книжек для школьников Сергей Александрович Тынянкин сейчас занимается с школьниками на дому и продолжает писать учебники. Журналисты V1.RU побеседовали с ним о качестве школьного образования в Рф и его судьбе.

Тынянкин Сергей Александрович в 1968 году закончил физико-математическую школу-интернат № 18 имени А. Н. Колмогорова, а в 1973 году — факультет вычислительной арифметики и кибернетики Столичного института им. М. В. Ломоносова. Кандидат технических наук. Создатель больше 10-ка книжек по арифметике для школьников. Подготовил наиболее тыщи волгоградских деток для поступления в наилучшие русские университеты.

Видео: Петр Лукашин / V1.RU

О правильных установках и роли учителя

Мой отец по штатской специальности — учитель арифметики, мать в меде преподавала госпитальную терапию (терапия — процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания). Весьма желала, чтоб я был доктором. И чем больше она желала, тем меньше желал я. Дома постоянно было много научной литературы. И когда мне было 8 лет, мой папа привез меня на Ленинские горы, показал здание МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) и произнес: «Видишь? Никто для тебя не мешает там обучаться». Я то пространство, где мы стояли, до сего времени отлично помню. Когда открыли в 63-м году интернат при МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова), папа произнес: «Никто для тебя не мешает туда поступить и там обучаться». Меня воспринимал лично Колмогоров на всесоюзной олимпиаде по арифметике в 66-м году. Я, правда, не знал, что это он. Часа четыре он меня истязал, семь потов сгонял. Лишь опосля мой управляющий произнес, с кем я имел дело.

«Человек нередко попадает в такое течение событий, что пробы уйти от этого делают ему лишь ужаснее. Или не выходит совершенно ничего, или плохо»

Сергей Тынянкин, математик, кандидат технических наук

В остальных вариантах человек умненько употребляет эти происшествия себе. Я в значимой степени ко второму типу отношусь. Понимаю о людях, которые пробовали идти против событий или пробовали приспособить их под себя. Ничего неплохого не выходило. Выходил человек-пустышка, человек-развалина, человек с амбициями, но без амуниции.

Мне подфартило. У меня были потрясающие учителя, когда я в интернате еще обучался. Я от их многого поднабрался. Люди были неповторимые. И в институте были примечательные учителя. Мне посчастливилось разговаривать с людьми, которые являются основой мировой науки. Нашим деканом был академик Тихонов — на тот момент вице-президент Академии всего Русского Союза. И в Волгограде, когда сюда возвратился, были примечательные люди. Были и не примечательные, но, к счастью, не они определяли мою жизнь.

О учениках

Мне в один прекрасный момент девченку привели 9 лет. Я перепугался. Но ничего. Через полгода она уже двучлен Ньютона писала, треугольник Паскаля отрисовывала. Учителя возмущались: «Вы попортили ей психику (психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности). Мы на вас в трибунал подадим!». А я отвечал: «Вот, поглядите, женщина с испорченной психикой (психика — способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений) и широчайшей эрудицией». Я ей еще домой давал книжки почитать не только лишь по арифметике, да и по географии, по истории. На данный момент есть девчоночка 14 лет. Она задачки столичного института решает. Просто! Техника вычисления бывает изощреннейшая. Я думаю: «Как додумалась?» Два года с ней занимаюсь и удивляюсь, как стремительно она пошла. Девятый класс. Но, естественно, она не пойдет поступать в наши волгоградские университеты. Никогда.

Я с наслаждением работаю с детками. У нас здесь чай, конфетки, соломка. Пришел сейчас пораньше — чайник им уже заварил. Я ненормальный педагог. И слово «репетитор» совершенно не люблю. У меня нет такового, чтоб пришел, отсидел строго два часа — и волен. Они приходят, могут расслабленно гулять по квартире, пить чай. Они тут весьма себя вольно ощущают в смысле рабочей среды. Я допускаю споры. Они спорят меж собой, на меня бочку катят. При этом нередко и по существу. Я, скажем, не согласен с его решением. Оно правильное, но бестолковое. За бестолковое, естественно, никто не будет отметку снижать, но на экзамене длинноватое решение — это утрата времени. Я учу их не тратить время зря и стараюсь развить системность в их голове. Чтоб в голове была некоторая оболочка, куда ребенок вставлял бы все познания по арифметике. И выходит!

В этом году неслыханное количество моих школьников (обычно бывает пять-шесть) — 14 человек — получили 91 балл и выше по арифметике. В МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) поступили пятеро. В том числе одна девченка на мой факультет вычислительной арифметики и кибернетики, двое — на мехмат, одна девченка — на физфак, кто-то на биофак. В ФизТех — четыре. МИФИ. Почему туда? Поэтому что в наши пед и политех берут всех. При том что в политехе работают грамотнейшие педагоги. Но они обязаны опускать уровень преподавания, так как учить некоторого, и люди приходят не те. В главном, малыши, которые ко мне приходят, вначале настроены идти в отличные московские университеты — МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова), ФизТех, МИФИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, энергетический и авиационный университеты. Один парень поступил в институт судостроения в прошедшем году в Санкт-Петербурге.

Не все, но почти все занимают в дальнейшем высочайшие места. Один из моих учеников — 2-ой человек в «Сбербанке». Выше него лишь Греф. Иная женщина — глава консульства Интернационального денежного фонда в Армении. И ее не в Москве назначали, а в Лондоне. Трудилась она у меня как рабыня в каменоломнях. Вкалывала, вкалывала и вкалывала. Почти все занимают отличные места не по какому-то блату, не по лохматой лапе, которой у их просто нет. Они просто вкалывали. Мозги и труд. Кто-то на данный момент преподает в институте Сорбонны. Один парень обучается в аспирантуре в Тулузе. Еще три девицы: одна в Афинах, одна в Ноттингеме, одна в Мюнхене.

Мы со почти всеми поддерживаем общение. С Новеньким годом и деньком рождения поздравляют. Не запамятывают. А что здесь творится опосля зимней сессии? Прошлой в зимнюю пору они ввалились ко мне 24 человека! 16 тортиков принесли! Что здесь творилось! Я их своим школьникам показываю и говорю: «Вот смотрите: жив студент мехмата МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова). Вот жив студент ФизТеха».

О безграмотных учителях

К огорчению, школы записывают заслуги деток на себя. Дескать, это награда учителей. Но учителя у нас безграмотные. В школе работают два, простите за грубость, доктора педагогических наук. Чем они занимаются, я не понимаю. Мне школьники демонстрируют такие дикости! Я спрашиваю: «Кто для тебя это произнес?» — «Марьиванна». «Да это нелепость полная». — «Марьиванна». А что делает Марьиванна? Берет методичку, которую писала таковая же Марьиванна, и пересказывает школьникам.

Совершенно, к кандидатам педагогических наук отношусь, так скажем, с опаской. К медикам тем наиболее.

«Вы когда-нибудь читали докторскую либо кандидатскую по педагогическим наукам? Одна 200 страничек, иная — 300 страничек полного словоблудия»

Сергей Тынянкин 

Со времен Пифагора в педагогике ничего новейшего изобрести недозволено. Принцип педагогики — преподавать поочередно, разумно, много. Все. Я лицезрел кандидатскую «Индивидуальности преподавания арифметики в ПТУ речников». Рядом лежит «Индивидуальности преподавания арифметики в ПТУ поваров-кондитеров». Там что иной синус?! Изюминка внедрения арифметики еще быть может, но индивидуальности преподавания нет! Полное словоблудие, когда обыкновенные слова подменяют латинскими определениями. Читаю и думаю: «Черт возьми! Какой я дурачина, ничего не понимаю!». А там, если перевести на российский, будут самые очевидные вещи. Ничего новейшего. Обидно. Я одной таковой докторше, извините, так и произнес: «Как стремительно скупают ваши книжки. Какой умопомрачительной популярностью они пользуются посреди учеников!». По сути, недозволено приобрести то, чего же не существует в природе. Ничего не делают эти доктора так именуемых педагогических наук для учеников. Ни одной книжки для школьников не выпустил наш пединститут. Методичка пишется два вечера. Зато они защитили кандидатскую, докторскую по педагогическим наукам, числятся докторами. Ничего не сделав для деток.

В пединституты идут те, кто не добрал довольно баллов, с тем, чтоб поступить в солидные университеты. В этот же политех. А дипломчик охото. Девченка приезжает из сельской местности. У нее медалька (я этих медалистов лицезрел — полные нули), но она чего же желает? Жениха здесь для себя отыскать. Чтоб никогда в свою Пуповку больше не ворачиваться. Отсюда и уровень подготовки учителей. Преподы обязаны занижать уровень подготовки. В итоге неплохим ребятам, если они есть, приходится наслаждаться малым.

«Один мой неплохой знакомый произнес так: «У меня поток 100 человек. 5 из их весьма толковые, 5 условно толковые, другие — полные дубы»»

Сергей Тынянкин

Поэтому что отличные поступили в московские университеты. В наш политех идут те, кто не добрал баллов туда. При всем этом преподы в политехе есть очень грамотные. Но они обязаны так работать. Им тоже жить охото и есть. Кто придет им на замену? Большенный вопросец. Наилучшие уезжают из Волгограда.

О «средненьком» образовании

— Моя мама обучалась в Ростове на дону-на-Дону в школе для блатняка. Дед был основным бухгалтером ростовского областного торга. Фигура! В одном с матерью классе обучался отпрыск начальника ростовского НКВД (Народный комиссариат внутренних дел СССР — центральный орган государственного управления СССР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1934—1946 годах, впоследствии преобразован в МВД СССР), отпрыск второго секретаря партии ростовской. Мама гласила, что учителя страшились завысить оценку. Если оценка будет завышена, препод пойдет туда, куда Макар совершенно никогда телят не гонял. На данный момент же ко мне приходят со всеми пятерками в 11 классе. Начинаю инспектировать, а там эти пятерки — полная липа. Учителя завышают оценки. А почему? Поэтому что тройка у ученика — это снижение группы с следующим снижением заработной платы.

Русская программка была лучше. Она была наиболее емкая. Товарищу Сталину необходимы были образованные люди в огромных количествах. По другому у нас не было бы ни атомной бомбы, ни сверхзвуковой авиации, ни вселенной, ни электроники. С тем массовым бездельничанием и невежеством, которое мы имеем на данный момент, ничего такового, естественно, уже не сделаешь. Благодаря массе образованных людей мы и в войну одолели. На данный момент, когда молвят, что товарищ Сталин выиграл войну, я отвечаю, что это ерунда полная. Войну выиграл люд. В том числе наши конструктора, военные, инженеры и так дальше. И конкретно благодаря школе, которая рождала образованных людей.

Кое-где в конце 60-х годов было найдено, что не плохое образование — очень драгоценное. Не считая того, оно необходимо далековато не многим школьникам. Основная масса разве пойдет в науку? Нет. Вахтеры, лифтеры, маклеры, суфлеры… Водителю грузовика синусы не необходимы. Было принято решение снизить образовательный уровень, чтоб учить ровно столько, сколько нужно. По южноамериканскому эталону. Известна мысль, что процентов 95–97 работников употребляют в ежедневной жизни познания, приобретенные до 4-го класса.

«Подходящий стране процент образованных людей — это один-два процента. Для их есть спецшколы, педагоги-надомники. Другие — за прилавок»

Сергей Тынянкин

Понижен и уровень современных учебников. Когда я смотрю современные учебники по арифметике, я в страхе. Это именуется математика для домохозяек с радиальными ссылками, где А ссылается на В, В на С. Изготовлено это, чтоб человек получал некоторый эрзац, видимость познаний. Болванка познаний есть, но самих познаний нету. Некий весьма жиденький скелетик.

Образовательная система — это часть системы устройства страны. Ее недозволено поменять, как детальку в машине, без конфигурации самой машинки. На данный момент образование заточено на то, чтоб готовить видимость познаний. Ничего вы с сиим не сделаете.

«Система преподавания в школе такая, что, если малыша дать учителям, из него вырастет человек-пустышка»

Сергей Тынянкин

Система идеологических ценностей перестроилась. Мы в свое время хвастались тем, кто что прочел, кто что освоил по познаниям. На данный момент малыши хвастают тем, у кого какой девайс либо у кого из родителей круче кар. Если предки впору это не схватят, то на выходе получат настроенного на потребление члена семьи и общества. К огорчению, да. Сейчас образованность деток практически на 100% зависит от родителей. Необходимо настраивать малыша на ценность идеологических ценностей. И отличные предки так и делают. Средства — не плохая штука, без их никак. Но эстетические ценности и идеологические висят на папах и мамах. Школа на это не настроена. Училка урок провела — и все. Неувязка в том, что одни предки этого не соображают, у остальных на это нет времени. С родителями у меня бывают дискуссии на данную тему, и довольно твердые. Я говорю: «Ребенок ваш беспризорный. Мам, пап, ну думайте уже чего-нибудть».

«А далее что? Классы будущих депутатов?»

(О профильных классах)

— Ребенок, выходит, еще сопляк, ничего не лицезрел и не понимает о жизни, но он уже у нас будущий полицейский, налоговый инспектор либо пожарный. Недозволено этого созодать ни при каких обстоятельствах! Полицейский — совершенно небезопасно. Ему 12 лет, а он уже хочет власти. Что далее? Классы будущих депутатов?

Гуманитарные классы. Это отдельная тема для разговора. Это попытка прикрыть свою импотентность, когда школа не может ничему содержательному обучить. Ранее гласили «несведущий человек», на данный момент молвят «гуманитарий». Я слышал о том, что опосля частичного снятия ограничений около полутора тыщ юристов остались без работы. А чего же они ждали? Их и не нужно столько. Обществу не надо огромное количество гуманитариев. Бедняжка кончает гуманитарный класс, в неплохой университет поступить не может и обучается в нашем педе на психолога. Ну для чего Волгограду 200 новейших психологов любой год? Их девать некуда. В итоге куда? На рынки. Обществу необходимы люди, которые могут что-то созодать.

Даже если ребенок не успевает по программке, его в критериях современной школы навряд ли оставят на 2-ой год. Таковая политика страны. Ранее больше 2-ух раз на 2-ой год не оставляли. На 3-ий выгоняли из школы со справкой о том, что прослушал такие курсы. На данный момент же нужно отчитаться: такое-то количество людей получили образование. В итоге школа плодит недоучек в массовом количестве.

О ЕГЭ и равности

Сама по для себя оценка ЕГЭ лжива. Другими словами то, что он получает по итогам ЕГЭ, легитимно. Но аттестат-то любому выдают. Если школьник получил 27 баллов на ЕГЭ, ему аттестат все равно выдадут. А сколько людей получили 0 либо 4 балла? Глядят, в школе-то в журнальчике у него пятерки сплошные. А на ЕГЭ он полный ноль. Ну липа! Даже если он не напишет ЕГЭ совершенно, аттестат ему все равно дадут. В этом лживость всей школьной власти, согласно которой отчитываться необходимо за оценки. Сколько это будет еще длиться? Ну пока система не взорвется так либо по другому.

При всем при всем этом плюсов у ЕГЭ много больше, чем минусов. Когда-то Черчилль произнес: «Нет ничего ужаснее демократии, но лучше нее ничего не выдумали». То же самое можно сказать и про ЕГЭ.

«Нет ничего ужаснее ЕГЭ, но лучше ничего не выдумано»

Сергей Тынянкин 

Если на данный момент не будет ЕГЭ, коррупция, которая и так есть, достигнет страшенных размеров в университетах на приемных экзаменах. Без ЕГЭ полная мгла при зачислении.

Не обязано быть контакта абитуриента и педагога при сдаче вступительных экзаменов. Это отчет. В этом смысле ЕГЭ наиболее беспристрастен. Но здесь еще другое. Когда-то один не весьма умный министр образования выдал фразу, которой я весьма опешил. Он произнес, что ЕГЭ всех школьников приравняет. Дескать, школьник из Урюпинска получает равные шансы с школьником из центра Москвы на поступление в МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова). Это ерунда полная. Школьник из Москвы прогуливается на доп занятия в этот же столичный институт, а школьник из Урюпинска прогуливается к собственной Марьиванне, которая сама не умеет задачки решать егэшные. И что? Равные шансы? Да быть того не может!

Мне, к слову, педагоги МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова), факультетов мехмата, физфака, гласили, что наилучшие их студенты — это не москвичи. Это люди из таковых городов, как наш Волгоград. Те, которые занимались с неплохими педагогами. Не со школьными учителями, боже упаси. Другими словами те, кто имел отличные цели, намерения, здоровое нахальство. Но ни о каком равенстве школьника из Урюпинска и Москвы даже речи быть не может. ЕГЭ не приравнивает. Напротив — делает пропасть еще более.

О дистанте и цифровизации

Дистанционное обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) — это страшно. Обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) отлично только тогда, когда ученик разговаривает с учителем. Но, снова же, если это достойный учитель. Те учителя, которые есть в школах, — это общее невежество и неграмотность. На это невежество накладывают сейчас цифровизацию. Боюсь, это будет до таковой степени пародия на образование, что даже тяжело представить для себя.

Не будет образования. То, что школьник выяснит, он может выяснить и сам. Если ему верно напишут программку того, что он должен прочесть в вебе, то при чем здесь школа тогда? Она не нужна.

«Цифровизация образования — это ужасная вещь. Готовят болванчиков. Если лишь предки не спохватятся и не принудят школьников увеличивать познания»

Сергей Тынянкин 

Иной вопросец в том, что цифровизация обучения в нашей стране бестолково выдумана. Я глядел задания для школьников. Профанация ужасная ради галочки. Как ни крути, сейчас школьное образование — это родитель (один из ближайших родственников человека, составляющий основу семьи) и ребенок. И так именуемый репетитор, если он неплохой. Если найден не на веб-сайте, где любой себя рекламирует как ему вздумается, а таковой репетитор, которого удалось отыскать по связям и отзывам. К огорчению, большая часть педагогов-надомников заточены на натаскивание школьников по предметам. Ко мне приходят малыши опосля таковых. Полные нули. А средства за это берут немалые. Даже по столичным меркам.

«Пощадите деток!»

Школьников отвлекают на вещи, которые к образованию никакого дела не имеют. Какие-то презентации, какие-то сборища. Обязано быть как? Прошли уроки — и все, в школу больше ни ногой сейчас. Нет же, для их выдумывают совсем не нужные элективы, доп занятия, от которых ноль толку. Да, для учителей это метод заработать, но детям это не надо совершенно. Школа обязана учить. Я уже молчу о лживом патриотизме, которым накачивают учеников. Малыши ему не веруют. Больше того, некие, кто приходит ко мне, сходу задают вопросец: «Как уехать насовсем из Рф?». И, к огорчению, это не худшие разумы. Но я оптимист и смотрю на таковых деток по-своему. Мне принципиально, что школьник получает познания и настрой, которые ему на всю жизнь остаются. Он уже никогда не будет стоять на рынке, не станет спекулянтом подержанными авто, торговцем штанов и башмаков. Не все, но наилучшие пойдут в науку. Не принципиально — в Рф либо кое-где еще. И это приятно.

Я приверженец разумности. Я за то, чтоб ребенок прогуливался в художественную либо музыкальную школу, в кружки моделирования либо астрономии. Эти доп занятия развивают порядок в голове. Но родителям необходимо держать в голове о том, что ребенок должен принадлежать сам для себя. Три кружка на 1-го малыша — это еще уместно. Но больше… В конце концов это завершается плохо. У малыша происходит нервный срыв — и он отрешается совершенно от всего. Ребенок должен гулять, бегать по траве, а не мотаться с 1-го кружка на иной. Как смешной рассказ на данный момент вспоминаю: девчонка одна семь кружков посещала. На данный момент нормально все — работает продавщицей. Предки должны рассуждать о величине разумности.

Как вырастить дельного человека?

На вопросец: «Что нас ожидает?» Сергей Александрович отвечает, тяжело вздыхая.

— Чего-нибудть поординарнее спросите. Масса вариантов, но в обозримом будущем ничего неплохого не ожидает — это буквально. Что далее? Законы развития общества схожи во всем мире. Пробовать предсказать на поколение вперед — это небезопасно.

Чтоб вырастить дельного человека, необходимо больше времени уделять своим детям. Предки должны направлять и обдуманно гласить школьнику, какие кружки ему необходимо посещать, что читать.

«Школьник не должен быть кораблем, вольно болтающимся по волнам. Давить на психику (психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности) тоже не надо. Как можно меньше запретов»

Сергей Тынянкин, математик, кандидат технических наук 

Дайте своим детям вольность выбора вида деятельности. И созодать это необходимо с рождения. Моя двухгодовая внучка уже просто пользуется вилкой и ножиком. Как? Да ей предки просто не капали на мозги. Проявили один раз и все. Когда ребенок подрастает, задачки, естественно, остальные уже. Но смысл в том, что предки должны советовать своим детям. Тогда получится все.

Власть не возвратится к русской школе. Образовательная система обслуживает потребности страны. Мы уже пришли к тому, что высококачественное и достойное образование могут получать только те, у кого на это есть средства. И рамки равномерно больше сдвигаются. Школа бесплатна, но она не дает неплохого образования.

АвторЕвгения Соколова

Источник: nn.ru

Ещё новости

Leave a Comment