Римский-Корсаков. Сказочное наследие — wamba-mamba.ru

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) был одним из тех юных людей, которые сначала 60-х годов XIX века образовали кружок «новейшей музыкальной школы». М. Балакирев, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Бородин… В то же самое время вышло создание первого независящего творческого объединения – Санкт-Петербургской артели живописцев, из группы студентов, демонстративно покинувших Академию художеств. Настало время юных гениев, которым были неопознаны либо наскучили обычные границы и традиционные каноны.

Эта молодежь имела хорошее домашнее образование с зарубежными языками, уроками рисования и музицирования (прямо до сочинения собственных малеханьких произведений). Но домашнему воспитанию, в особенности дворянских малышей, не хватало познаний жизни, «понятий о справедливости, о обоюдных отношениях людей, о настоящей чести», как писал А. С. Пушкин. Хотя с детских лет в сознании складывались национальные образы из песнопений и колокольных звуков. Как, к примеру, у Николая Римского-Корсакова, воспитывавшегося до Морского кадетского корпуса в родительском доме — напротив Тихвинского монастыря.

Освоение и продвижение российского государственного направления в культуре сделалось целью новейшего поколения. Новаторские школы музыкантов и живописцев были продолжателями дела Пушкина и Глинки. Юные творческие люди, собираясь вкупе, не только лишь забавлялись, да и обсуждали «нескончаемые вопросцы», спорили о искусстве, читали «свежайшие» статьи и книжки, слушали музыкальные произведения либо отрисовывали, обменивались впечатлениями, делились мыслями. Римский-Корсаков не раз благодарил Модеста Мусоргского за идею написать музыкального «Садко».

Их опекал старший друг и товарищ Владимир Васильевич Стасов из Императорской общественной библиотеки. Римский-Корсаков не без юмора вспоминал, как тот поначалу «нетактично обругал их могучей кучкой»; вечерами «читал нам вслух отрывки из «Одиссеи», в видах просвещения» его «особы»; «восхищался, гудел, шумел» по поводу фурроров юных создателей и исполнителей. У Стасова в «Публичке» они черпали познания и вдохновение для собственных произведений. Так возник сюжет для оперы «Садко» Римского-Корсакова. И для репинской картины «Садко» тоже там нашлись материалы с эталонами костюмов, морской флоры и фауны. В Общественной библиотеке, как писал В. Васнецов, «при разлюбезном содействии» Стасова были отысканы надписи на камне в картине «Витязь на распутье». 

В российском народном творчестве, былинных и сказочных сюжетах отыскали опору для государственных эталонов и обновления музыкального и художественного языка. В музыке Николай Римский-Корсаков стал основным «сказочником». Его наследие громадно: не считая «Садко» со сказочно-былинным сюжетом, это «Притча о царе Салтане» и «Золотой Петух» по одноименным сказкам Пушкина, «Снегурочка», «Ночь (то есть темное время суток) перед Рождеством», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и остальные.

Но наследство Римского-Корсакова — не только лишь в собственных музыкальных произведениях. Он самоотверженно работал над неоконченными произведениями собственных товарищей по музыкальному кружку. Римский-Корсаков окончил оперу «Князь Игорь» Бородина, «Хованщину» Мусоргского, обработал его оперу «Борис Годунов». Эти произведения благодаря Римскому-Корсакову были исполнены на сцене. Не считая того, поначалу преподавал и управлял в Бесплатной музыкальной школе, позже — в Императорской консерватории. Сделал композиторскую школу: посреди его учеников Аренский, Глазунов, Гнесин, Малишевский, Прокофьев, Стравинский, Танеев и почти все остальные композиторы, дирижёры, музыковеды.

Опосля погибели Римского-Корсакова его отпрыск, Андрей Николаевич Римский-Корсаков, предназначил себя музыковедческой деятельности, поначалу работал с музыкальными изданиями, а с 1918 г. устроился в Публичную библиотеку, передал в нее архив отца и служил в библиотеке до конца жизни. Опосля погибели А. Н. Римского-Корсакова в 1940 г. на пространство музыкального хранителя библиотеки была приглашена Анастасия Ляпунова, дочь Сергея Михайловича Ляпунова, еще 1-го музыканта, примкнувшего к могучей кучке в свое время. И сейчас, в бывшей Императорской общественной библиотеке, а сейчас Русской государственной, рукописное наследство величавых российских музыкантов доступно самой широкой публике.

Источник: spbdnevnik.ru

Ещё новости

Leave a Comment