Погибель как наука — wamba-mamba.ru

Что такое погибель, когда можно считать человека мертвым, какие галлюцинации лицезреют умирающие, и откуда у ужаса погибели ноги вырастают? 

Психология (наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить поведение человека) # Naked Science 13 Выбор редакции ©Wikipedia

* Статья из журнальчика Naked Science (№13, май-июнь 2014).

 

Открыв Огромную советскую энциклопедию, прочтем: «Погибель – это прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого – смерть индивида как обособленной жив системы. В наиболее широком смысле – необратимое прекращение обмена веществ в жив субстанции, сопровождающееся разложением белковых тел». Чудилось бы, что еще?

 

Меж жизнью и гибелью

Буквально найти грань меж тем, где завершается жизнь и начинается погибель, не может никто. Ведь погибель – это процесс, при этом неспешный.

 

Когда-то гибелью числилась остановка сердца, сейчас, как понятно, человек буквально считается мертвым в случае погибели мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). А мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) может умереть за длительное время до того момента, как тело закончит дышать. Но что все-таки тогда обязано умереть в мозгу? Ствол. Конкретно он – самая старая часть «2-ой Вселенной», которую еще именуют «мозгом (Мозг определяется как физическая и биологическая материя, содержащаяся в пределах черепа и ответственная за основные электрохимические нейронные процессы) пресмыкающиеся», та, что миллионы годов назад сос­тавляла весь мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) наших прародителей – она и есть сердцевина нашего мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). За время эволюции ствол оказался снутри наиболее сложных структур, но он все еще является основой жизни. Он контролирует базисные функции нашего организма: биение сердца, дыхание, давление крови, температуру тела… Потому, когда погибает ствол мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), докторы могут быть убеждены: у хворого наступила как минимум клиническая погибель.

 

Ствол мозга человека

©depositphotos.com

 

Статистика говорит, что почаще всего люди погибают от старости и от заболеваний, с ней связанных, таковых как рак и инфаркт. Но «убийцами номер один» являются заболевания сердца, самая ужасная из которых – инфаркт. От их погибает приблизительно четверть населения западного мира.

 

Совершенно мертвый будешь
Докторы молвят, что бывает состояние, когда человек «по большей части, мертв», а бывает – когда «мертв совершенно».Сейчас науке понятно, что при остановке сердца органы и ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) могут пребывать в так именуемом псевдомертвом состоянии, по последней мере, несколько часов. И так как погибель, как и положено старухе, шагает медлительно, момент ее наступ­ления при опытной и, основное, оперативной докторской помощи нередко можно остановить, и воскресить человека.

 

Одним из самых действенных средств оживления, как ни удивительно, является гипотермия – замораживание. Правда, временное. Докторы до сего времени разламывают голову над тем, почему гипотермия настолько результативна. Может быть, ответ кроется в том, что при весьма низких температурах клеточки перестают делиться (предел деления клеточки – 50 раз), и жизнедеятельность в их очень затормаживается. Они меньше нуждаются в поступлении питательных веществ и кислорода, и в удалении вредных товаров метаболизма.

 

Германский ученый Клаус Самес решил опосля погибели подвергнуть свое тело криозаморозке. Согласно договору, подписанному меж 75-летним ученым и организацией «Институт крионики», тело ученого будет находиться в хранилищах института до того времени, пока люди не научатся воскрешать «замороженные» клеточки

©Sascha Baumann/all4foto.de

 

По ком звонит колокольчик
Двести годов назад люди просили в завещании перед своими похоронами… отрезать им голову. Иногда ужас быть погребенным живьем воспринимал нрав массовой истерии.

 

Она стала предпосылкой возникновения так именуемых покойницких выжидания, домов мертвых. Когда люди сомневались, что их близкий человек вправду мертв, они оставляли его тело в таковой покойницкой и ожидали, пока труп не начнет распадаться. Процесс разложения был единственным надежным способом найти, что человек мертв. К пальцу такового «непонятного» мертвеца привязывали веревку, конец которой уходил в другую комнату, где висел колокольчик и посиживал человек. Время от времени колокольчик звонил. Но это была неверная тревога, вызванная смещением костей в разлагающемся теле. За все годы существования покойницких выжидания не оживился ни один человек. 

 

«Раннее погребение». Антуан Вирц, 1854 год

©museumsyndicate.com

 

Считается, что, лишившись притока кислорода с кровью (внутренней средой организма), нейроны погибают в течение считанных минут. В такие сверхкритические моменты мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) может сохранять активность лишь в тех областях, которые полностью важны для выживания.

 

Живой либо мертв: как найти?
Но были и наиболее резвые методы удостовериться, мертв ли человек. Некие из их, как ни удивительно, животрепещущи и доныне. Другой раз ими пользуются почти все докторы. Хитрецкими эти методы не назовешь: тревожить кашлевые центры в легких; провести тест на «симптом (один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания) кукольных глаз», который состоит в том, что человеку вводят в ухо прохладную воду: если человек живой – его глазные яблоки будут рефлексивно реагировать; ну, и совершенно уж допотопные – воткнуть булавку под ноготь (либо просто нажать на него), поместить насекомое в ухо, звучно закричать, бритвенным лезвием порезать стопу ноги… Что угодно, только бы достигнуть хоть некий реакции. Если ее нет, то даже бьющееся сердечко гласит о том, что человек мертв. С юридической точки зрения он представляет собой так именуемый труп с бьющимся сердечком (сердечко в этом случае может биться само, или поддерживаться аппаратом). «Живы трупы» нередко служат донорами органов для по-настоящему {живых}.

 

Клеточки нашего тела погибают всю жизнь. Они начинают дохнуть еще тогда, когда мы находимся в утробе мамы. Клеточки запрограммированы на погибель еще в момент рождения. Погибель дозволяет новеньким клеточкам рождаться и жить.

 

Ни живой, ни мертв
Но мертвыми числятся и те люди, у каких мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) еще живой, но сами они при всем этом находятся в устойчивом состоянии комы. Вопросец этот неоднозначен, и законодательные споры не стихают в отношении него по сей денек. С одной стороны, близкие имеют право решать, отключать ли такового человека от аппаратов, поддерживающих жизнедеятельность организма, а с иной – люди, находящиеся в долгой коме, изредка, но все таки открывают глаза…

 

Конкретно потому новое определение погибели содержит в себе не только лишь погибель мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), да и его поведение, даже если мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) еще живой. Ведь личность есть не что другое, как некоторый «набор» эмоций, мемуаров, переживаний, характерных лишь этому определенному человеку. И когда он теряет этот «набор», и нет никакой способности его возвратить, человек считается мертвым. Непринципиально, бьется ли его сердечко, работают ли органы – принципиально, осталось ли у него хоть что-то в голове.

 

©depositphotos.com

 

Дохнуть не жутко
Oдно из самых огромных и признанных исследовательских работ посмертных переживаний тоже было проведено еще в 1960-х годах прошедшего века. Управлял им южноамериканский психолог Карлис Осис (Karlis Osis). Исследование было основано на наблюдениях лечащих докторов и медсестер, ухаживавших за умирающими. Выводы его основаны на опыте 35 540 наблюдений за действием умирания.

 

Создатели исследования констатировали, что большая часть умирающих ужаса не испытывали. Почаще наблюдалось чувство дискомфорта, боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) либо безразличия. Примерно у 1-го из 20 человек отмечались признаки духовного подъема. 

 

Некие исследования демонстрируют, что старые люди испытывают наименьшую тревогу при мысли о погибели, чем относительно юные. Опрос большенный группы людей преклонного возраста показал, что на вопросец «Боитесь ли вы умереть?» лишь 10% из их ответили «да». Отмечается, что старики задумываются о погибели нередко, но с поразительным спокойствием.

 

Что мы увидим перед гибелью?
Особенное внимание Осис и его коллеги уделили видениям и галлюцинациям умирающих. При всем этом подчеркивалось, что это «особенные» галлюцинации. Они все носят нрав видений, которые испытывают люди, находящиеся в сознании и ясно соображающие происходящее. При всем этом мозговая деятельность не искажалась ни седативными продуктами, ни высочайшей температурой тела. Вообщем, конкретно перед самой гибелью большая часть людей уже теряла сознание, хотя за час до кончины около 10% умирающих все еще ясно понимало мир вокруг нас.

 

Главные выводы исследователей заключались в том, что видения умирающих часто соответствовали обычным религиозным концепциям – люди лицезрели рай, небеса, ангелов. Остальные видения были лишены такового подтекста, но также были соединены с прекрасными видами: красивыми пейзажами, редчайшими колоритными птицами и т. д. Но почаще всего в собственных посмертных видениях люди лицезрели собственных ранее погибших родственников, которые часто давали посодействовать переходу умирающего в мир другой.

 

Увлекательнее всего другое: исследование показало, что нрав всех этих видений относительно слабо зависит от физиологических, культурных и личных особенностей, вида заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), уровня образования и религиозности человека. К схожим же выводам пришли и создатели остальных работ, наблюдавшие людей, которые пережили клиническую погибель. Они также отмечали, что описания видений вернувшихся к жизни людей не соединены с культурными чертами и нередко не согласуются с принятыми в данном обществе представлениями о погибели.

 

Вообщем, схожему обстоятельству, возможно, просто бы дали разъяснение последователи швейцарского психиатра Карла Густава Юнга. Конкретно этот исследователь постоянно уделял особенное внимание «коллективному безотчетному» населения земли. Сущность его учения весьма грубо можно свести к тому, что все мы на глубинном уровне являемся хранителями общечеловеческого опыта, который у всех схож, который нереально ни поменять, ни понять. Он может «прорываться» в наше «Я» только через сновидения, невротические симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) и галлюцинации. Потому, может быть, глубоко в нашей психике (психика — Субъективный внутренний мир человека, оппосредованный/оппосредующий взаимодействие человека с внешним миром) вправду «запрятан» филогенетический опыт переживания конца, и эти переживания у всех схожи.
Любопытно, что учебники психологии (к примеру, именитая работа Артура Реана «Психология (наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить поведение человека) человека от рождения до погибели») нередко ссылаются на тот факт, что действия, переживаемые умирающими, поразительно совпадают с тем, что описано в старых эзотерических источниках. При всем этом подчеркивается, что сами источники были совсем неопознаны большинству людей, описавших посмертный опыт. Можно осторожно представить, что это практически обосновывает выводы Юнга.

 

«Cвет в конце тоннеля»

©Flickr/duncanfotos

 

Этапы умирания

 

Самая популярная периодизация стадий этого грустного процесса была описана южноамериканским психологом Элизабет Кюблер-Росс (Elisabeth K?bler-Ross) еще в 1969 году. Тем не наименее, она является самой применяемой и доныне. Вот она.

 

1. Отрицание. Человек отрешается принять факт скорой погибели. Узнав о ужасном диаг­нозе, он убеждает себя в ошибке докторов.
2. Гнев. Человек ощущает обиду, зависть и ненависть по отношению к окружающим, задавая для себя вопросец: «Почему конкретно я?»
3. Торг. Человек отыскивает методы продлить для себя жизнь и обещает все что угодно в обмен на нее (докторам – кинуть пить и курить, богу – стать праведником и т. д.).
4. Депрессия. Умирающий теряет энтузиазм к жизни, ощущает полную безнадежность, горюет о разлуке с родными и близкими.
5. Принятие. Это крайняя стадия, на которой человек смиряется со собственной участью. Невзирая на то, что умирающий не становится радостным, в его душе воцаряются мир и спокойное ожидание конца.

 

Невзирая на широкую популярность, эта теория признается не всеми спецами, так как не постоянно человек проходит все эти этапы, ну и очередность их быть может другой. Вообщем, в подавляющем большинстве случаев периодизация Кюблер-Росс буквально обрисовывает происходящее.

 

Момент погибели
Остальные спецы, вообщем, дополнили картину умирания. Так, южноамериканский психолог и доктор Реймонд Муди (Raymond Moody), исследовав 150 случаев посмертных переживаний, выстроил «полную модель погибели». Коротко ее можно обрисовать так.

 

В момент погибели человек начинает слышать противный шум, звучный гул, жужжание. В то же самое время он ощущает, что весьма стремительно движется через длиннющий черный туннель. Опосля этого человек замечает, что оказался снаружи собственного тела. Он просто лицезреет его со стороны. Потом возникают духи погибших ранее родственников, друзей и близких, которые желают повстречать и посодействовать ему. 

 

Ни парадокс соответствующих для большинства посмертных переживаний, ни видение броского тоннеля ученые не могут разъяснить до сего времени. Предполагается, но, что за эффект тоннеля несут ответственность нейроны мозга. Умирая, они начинают беспорядочно возбуждаться, что делает чувство броского света, а вызванное недочетом кислорода нарушение работы периферического зрения делает «эффект туннеля». Чувство же эйфории может появляться в связи с тем, что мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) вызволяет эндорфины, «внутренние опиаты», снижающие чувства подавленности и боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани). Это вызывает галлюцинации в тех частях мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), которые отвечают за память и эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений). Люди чувствуют счастье и блаженство.

 

Настолько же вероятен, правда, и оборотный процесс – физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации) начинает врубаться в ответ на стимулы, сделанные психическими явлениями. Осознать, что действует первым, настолько же нереально, как и ответить на вопросец о несчастных яичке и курице. 

 

Ничто не сулило неудачи

 

Как гласил булгаковский Воланд, «Да, человек смертен, но это было бы еще половина беды. Плохо то, что время от времени он в один момент смертен». На этот вариант у ученых тоже найдется много исследовательских работ. Одно из самых узнаваемых – работа норвежского психолога Ранди Нойеса, который выделил стадии и для неожиданной погибели.
Стадия сопротивления. Человек понимает опасность, испытывает ужас и пробует биться. Как он понимает тщетность такового сопротивления, ужас исчезает, и человек начинает чувствовать безмятежность и спокойствие.

 

Обзор жизни. Проходит в виде панорамы мемуаров, сменяющих друг дружку в резвой последовательности и обхватывающих все прошедшее человека. Почаще всего это сопровождается положительными чувствами, пореже – негативными.

 

Стадия трансцендентности. Логическое окончание обзора жизни. Люди начинают принимать свое прошедшее со все огромным отдалением. В конце концов, они способны достигнуть состояния, при котором вся жизнь видится как единое целое. Совместно с тем, они поразительным образом различают каждую деталь. Опосля чего же преодолевается даже и этот уровень, и умирающий вроде бы выходит за границы себя самого. Конкретно тогда он испытывает непознаваемое состояние, которое время от времени еще именуют «галлактическим сознанием».

 

©dreamstime.com

 

Ужас погибели и неполнота жизни
Невзирая ни на что, почти все совсем здоровые и юные люди нередко страшатся погибели. При этом, делают это куда наиболее назойливо, чем все другие. С чем это соединено? С таковым вопросцем мы обратились к спецам.

 

– Ужас погибели – весьма принципиальный «кирпичик» в фундаменте культур, религий, развития населения земли, цивилизаций, огромных и малых соц групп, другими словами нужный элемент некоего «коллективного безотчетного», – гласит психотерапевт, спец Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии Любовь Заева. – Но это и то, без чего же нет развития, функционирования каждой отдельной личнос­ти, отдельной психики. Фрейд считал, что ужас погибели порождается ужасом кастрации: это глубинный ужас утратить часть себя, ужас разрушения собственного телесного «Я».

 

Следует делить обычное присутствие данной нам темы в жизни и патологичес­кое. Под обычным следует осознавать те ситуации, когда ужас погибели, к примеру, помогает включать нужные защиты для регуляции поведения, жизни. Это то, что нас сберегает и выручает. Если мы отдаем для себя отчет, что можем погибнуть, если не будем соблюдать правила дорожного движения, то это помогает нам оставаться сохранными и избегать небезопасных ситуаций.

 

В глобальном смысле ужас погибели помогал выживать целым народам, стимулируя передвижения, открытия, развитие науки и культуры. Чтоб не умереть, не погибнуть, продлить жизнь, сделать лучше ее, нужно тривиально чему-то обучаться, что-то созодать, что-то поменять, что-то знать и о кое-чем держать в голове. Другими словами, ужас погибели способен толкать нас к самосовершенствованию и новейшей жизни.

 

Ужас погибели может включать массивные компенсаторные механизмы, тогда и человек, защищаясь от него на безотчетном уровне, начинает, к примеру, усиленно смотреть за своим здоровьем, придерживаться здорового вида жизни. Он может стать творцом, приносящим плоды, «рождающим» вопреки погибели – тогда творчество во всех его видах вроде бы заглушает ужас погибели. Сама идея о том, что что-то остается опосля нас (малыши, предметы искусства и быта, посаженные нами сады и леса, идеи, бизнес), будто бы отодвигает погибель от нас, добавляет в жизнь «каплю вечности».

 

Патологическое присутствие темы погибели в жизни определенного человека обнаруживает себя, к примеру, в состояниях замороженности и оцепенения, депрессиях, завышенной тревожности, фобиях. Под этими очень противными состояниями нередко прячется травматизация в весьма ранешном возрасте от столкновения с темой погибели, когда даже не было настоящей смерти объекта (никто по сути не погиб), но нечто было потеряно во внутреннем мире (возлюбленный объект, чувство сохранности либо доверие к миру). В душе и в психике (психика — Субъективный внутренний мир человека, оппосредованный/оппосредующий взаимодействие человека с внешним миром) при всем этом как как будто появляется дыра, которая то и дело дает о для себя знать различными тревожными переживаниями.

 

Самый резвый, легкий и «нарушенный» метод борьбы со ужасом погибели – различного рода аддикции, зависимости. Пьяница и наркоман постоянно находятся во власти ужаса погибели, но при всем этом делают все, чтоб их бытие разрушалось.

 

Мощный ужас погибели постоянно возникает там тогда и, когда пропадает смысл жизни, нет идеи, цели, зовущей вперед фантазии, другими словами когда человек экзистенциально дезориентирован. Тогда в его душе как как будто не звучит музыка жизни, и он слышит сигналы конца, пустоты… В этом смысле большая часть религий дают собственный маленький ответ ужасу погибели, говоря о вечности жизни души, остальных воплощениях в других жизнях. Какой смысл страшиться, если погибели как такой нет? На самом деле, религиозные концепции напоминают о бренности 1-го и бессмертия другого в нас, самого принципиального. Человек, который патологически настроен на волну «радиостанции голоса погибели», постоянно опасается попрощаться с кое-чем отжившим в собственной душе, жизни, и не лицезреет, не ценит собственный реальный предстоящий путь. Мы время от времени бываем на кладбищах, но уходить оттуда нужно постоянно впору. Помня о погибели, мы существенно больше должны держать в голове о ценности жизни. 

 

Ужас погибели бывает различный
–Каковы предпосылки ужаса погибели? Можно представить несколько вариантов ответа, – гласит Лена Сидоренко, психоаналитически-ори­ентированный психолог, председатель и член правления регионального отделения Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии РО ЕКПП-Наша родина-Самара. – До этого всего, это ужас погибели как такой, ужас того, что она наступит. Своя либо близкого человека, незнакомца на улице и т.д. В этом случае, скорее всего, идет речь о существовании фантазии, переполняющей внутренний мир субъекта, выплескивающейся и вмешивающейся в действительность. Согласно психоаналитическому истолкованию, в этом случае уместно гласить о присутствии некоего желания, которое питает и развивает безотчетную фантазию человека. Это психическое содержание может иметь корешки в глубине дальнего прошедшего и нести звучание присутствия убийственного влечения (т.е. безотчетного желания уничтожить, повредить), отрицаемого человеком в силу общественного неодобрения (так недозволено, не принято, могут наказать).

 

В другом случае может иметь пространство ужас, как неопределенная тревога. Не углуб­ляясь во фрейдовскую теорию ужаса, можно отметить, что германское слово angst не имеет конкретного смысла. Это слово часто может иметь контрастное значение. В отличие от испуга, как боязни чего-либо, имеющей определенный объект, чувству волнения типично как раз отсутствие такового объекта. Имеется в виду типичное «предвкушение», предвосхищение переживания как такого.

 

И, в конце концов, имеет смысл затронуть ужас погибели, как особенное состояние, устойчивую реакцию субъекта в травматической ситуации при потоке внутренних и наружных возбуждений, которыми субъект не способен управлять. Это автоматичес­кая реакция. О этом Фрейд писал в собственной работе «Торможение, симптом (один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания), ужас». В этом случае идет речь о свидетельстве психологической слабости человека. Это автоматом возникающий ужас погибели. Он представляет собой спонтанный ответ организма на травматическую ситуацию либо на ее повторение. Макетом этого переживания стают переживания малыша как следствие его био слабости.

 

Погибель – это цель жизни
–Из психоаналитической практики мы знаем, что ужас погибели не является базисным ужасом, – гласит узнаваемый петербургский психотерапевт Дмитрий Ольшанский. – Утратить жизнь – это не то, чего же страшатся все люди без исключения. Для кого-либо жизнь не представляет особенной ценности, для кого-либо она мерзка так, что расстаться с нею смотрится счастливым финалом, кто-то грезит о жизни небесной, потому земное существование представляется тяжким бременем и суетой сует. Человек опасается утратить не жизнь, а то важное, чем эта жизнь заполнена. Потому, к примеру, глупо использовать смертную казнь в отношении религиозных террористов: они и так грезят поскорее отправиться на небеса и повстречаться со своим богом. А для почти всех преступников погибель была бы избавлением от мук совести. Потому эксплуатация ужаса погибели для социальной регуляции не постоянно оправдана: некие люди не страшатся погибели, а стремятся к ней. Фрейд гласит нам даже о влечении к погибели, которая связана с снижением всех напряжений организма до нуля. Погибель представляет собой точку абсолютного покоя и абсолютного блаженства. В этом смысле, исходя из убеждений безотчетного, погибель является абсолютным удовольствием, полной разрядкой всех влечений. Логично потому, что погибель является целью всех влечений. Погибель, правда, может пугать человека, так как связана с утратой личности либо собственного «Я» – привилегированного объекта, сделанного взором. Потому почти все невротики задаются вопросцем: а что ожидает меня опосля погибели? Что остается от меня в этом мире? Какая часть меня смертна, а какая владеет бессмертием? Поддаваясь ужасу, они делают для себя миф о душе и о рае, где их личность типо сохраняется опосля погибели. Потому логично, что люди, не имеющие этого собственного «Я», не владеющие личностью, не страшатся и погибели, как, к примеру, некие психотики. Либо японские самураи, которые являются не самостоятельными рефлексирующими личностями, а только продолжением воли собственного государя. Они не страшатся утратить жизнь на поле боя, не держатся за свою личность, поэтому что вначале ее не имеют. Таковым образом, мы можем прийти к выводу, что ужас погибели носит воображаемый нрав и коренится только в личности человека. Тогда как во всех других регистрах психики такового ужаса нет. Наиболее того, влечения стремятся к погибели. И можно даже сказать, что мы умираем конкретно поэтому, что влечения достигнули собственной цели и окончили земной путь. 

 

Наши специалисты:

 

Любовь Заева, психотерапевт,

спец Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии

©Фото предоставлено Любовью Заевой

 

Дмитрий Ольшанский, психотерапевт

©Из личного архива Дмитрия Ольшанского

 

Лена Сидоренко, психоаналитически-ориентированный психолог,

председатель и член правления регионального отделения

Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии РО ЕКПП-Наша родина-Самара

©Из личного архива Лены Сидоренко

 

* Статья из журнальчика Naked Science (№13, май-июнь 2014).

 

Источник: naked-science.ru

Ещё новости

Leave a Comment