История российского промдизайна: на стыке красы и функционала — wamba-mamba.ru

4.2

В Рф промышленный дизайн – явление сравнимо новое, хотя и существует еще с русских времен. 29 июня состоялся глобальный денек данной для нас профессии, а специалисты Уральского оптико-механического завода холдинга «Швабе» (Госкорпорация Ростех) поведали, кто и как развивал промдизайн в нашей стране.

Ростех # Владимир Рунге # Джозайя Веджвуд # промышленный дизайн # Салют-3 # фотоаппарат Зенит Пылесосы времен СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) / ©mosprogulka.ru

В том, что наша страна постоянно могла создавать продукты, конкурентоспособные по своим техническим чертам, колебаний нет. Но по наружному виду они нередко проигрывали аналогам, что плохо отражалось на их рыночной популярности. На данный момент направление промдизайна в Рф переживает ренессанс, а одним из драйверов этого процесса выступает Ростех.

Необходимость развивать это направление была обоснована задачей по увеличению размеров производства штатской продукции – к 2025 году на предприятиях Госкорпорации рассчитывают достигнуть паритета меж военной и штатской продукцией. На первых шагах диверсификации в Ростехе столкнулись с неувязкой отсутствия осознания у производственников, обычно занимавшихся военными изделиями, что промдизайн – это не попросту прекрасный концепт наружного вида изделия, а необходимость учесть эргономичность, сохранность, способности производства, постпродажное сервис и себестоимость разрабатываемого изделия. Чтоб возродить это направление, на предприятиях Госкорпорации и создаются дизайн-центры.

«Промышленный дизайн – это работа с продуктом от формы до программирования его актуального цикла. Наиболее того, конкретно промышленный дизайн на шаге разработки продукта сейчас отвечает за внедрение нововведений, – отмечает исполнительный директор Ростеха Олег Евтушенко. – И весьма принципиально сформировать осознание промдизайна как инструмента, который учитывает и инженерные познания, и реалии определенных заводов и компаний, и красоту, и функциональность. Это накладывает на профессию промдизайнера гигантскую ответственность и просит от спеца в данной для нас области большого размера познаний. На мой взор, промышленный дизайнер – одна из более многообещающих профессий на почти все годы вперед».

К истокам

Британский художник-керамист XVIII века Джозайя Веджвуд был уверен: краса формы и композиции предмета – не случайность, а верно сверенный и полностью модерируемый человеком процесс. Руководствуясь сиим принципом, Веджвуд одним из первых скооперировал дизайн с индустрией, где главный упор был изготовлен на материаловедении и исследовании рынка.

Одержимый перфекционист, он нередко возникал на собственной именной фабрике и лично инспектировал свойство работы. В свое время, из-за поражения натуральной оспой, Джозайе отрезали ногу, и передвигался он при помощи древесного протеза и трости. Данной самой тростью он без сожаления колотил посуду, не отвечавшую его эталонам.

Монумент Джозайе Веджвуду в Великобритании / ©ru.wikipedia.org

Справедливости ради, настолько же высочайшие требования он использовал и к для себя. Хронология его работ по керамике – это поочередный прогресс, достигаемый годами проб и ошибок, отсекания излишнего и адаптации рабочих мыслях. Можно сказать, эволюция – не без драматичности, так как внуком Веджвуда был Чарльз Дарвин. Сам же он вошел в историю как родоначальник промышленного дизайна. Британский писатель и, по совместительству, 41-й министр Англии Уильям Гладстон писал о Джозайе: «Он был величайшим из тех, кто предназначил свою жизнь объединению искусства и индустрии».

«За двести с излишним лет, прошлых с того времени, и промышленность, и дизайн достаточно поменялись. Но принципы, заложенные Веджвудом в разгар Величавой промышленной революции, соблюдаются до сего времени», – ведает управляющий центра промышленного дизайна УОМЗ (заходит в «Швабе» Госкорпорации Ростех), председатель Свердловского отделения «Союза Дизайнеров Рф» Сергей Шашмурин.

Максимум содержания – минимум формы

По запросу «промышленный дизайн в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии)» поисковики выдают, обычно, один и этот же набор фото и иллюстраций: от концепт-артов умного дома «Сфинкс» и футуристического поезда столичного метро до полностью настоящего граненого стакана, микроавтобуса «Латвия» и бетонного забора «с ромбиками». С историей промышленности как такой еще труднее. Термин «дизайн» сам по для себя практически не употреблялся – разве что в привесок к прилагательным, типа «художественный», «промышленный» и «графический».

Микроавтобус «Латвия» / ©cdn.fishki.net

Соответственно, о дизайнерах того периода понятно не много. В филистерском сознании выплывут максимум Родченко с Малевичем, и те – быстрее просто как живописцы. Наиболее продвинутые, естественно, назовут и Юрия Соловьева с Владимиром Рунге, и Светлану Мирзоян. Но в целом дизайн-индустрия страны Советов – предмет для увлекающихся и посвященных.

Тем не наименее, в этом направлении можно отметить ряд главных вех. Посреди их: создание подотдела художественной индустрии при Отделе изобразительных искусств Наркомпроса (1918 год), открытие Высших художественно-технических мастерских (1920 год), постановление Совета Министров СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) № 349 – «О улучшении свойства продукции машиностроения и продуктов культурно-бытового предназначения методом внедрения способов художественного конструирования» (1962 год).

В связи с крайним в 1963 году был сотворен Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). Год спустя его директор и основоположник Юрий Соловьев выпустил 1-ый номер ежемесячника «Техно эстетика». Читателя встречало слово редактора: «Специфичность художественной подготовки художника-конструктора такая, что он должен уметь создать предмет прекрасным за счет простоты и краткости решения. Никому другому это не под силу. Такой один из важных качеств не только лишь рентабельности, да и эстетики».

Журнальчик «Техно эстетика» / ©Пресс-служба Ростеха

1-ый номер говорил о особенностях композиции и художественного конструирования, о специфике проектирования интерьеров для детских садов и яслей, также про упаковку и, как ни удивительно, рекламу – которой в обычном, рыночном осознании в Союзе не было. Всего же «Техно эстетика» выходила 28 лет, а тираж в наилучшие времена достигал 30 тыщ экземпляров.

В последующие годы раскрылись художественные отделы на «ИжАвто» (1965 год) и «АвтоВАЗе» (1967 год), прошла 1-ая забугорная выставка ВНИИТЭ (1973 год). Под лозунгом «Максимум содержания – минимум формы» унифицировался наружный вид всех русских электроприборов (1975 год). Под председательством Юрия Соловьева был организован Альянс дизайнеров СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) (1987 год), который распался вкупе с СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) и переродился в Альянс дизайнеров Рф (1992 год).

Народный фотоаппарат

Иной вехой стал выпуск в 1965 году фотоаппарата «Зенит-Е» – последователя малоформатного однообъективного «Зенит 3М». Если дома у кого-либо хранится личный либо родительский фотоальбом русских времен, можно сказать буквально: большая часть снимков в нем изготовлены на камеру Красногорского завода имени С. А. Зверева (КМЗ), который на данный момент заходит в структуру холдинга «Швабе». Не так давно линейка именитых камер «Зенит» вышла в фавориты народного голосования на звание наилучшего бренда страны. Фотобренду Красногорского завода имени С. А. Зверева, входящего в состав Холдинга «Швабе» Госкорпорации Ростех, дали голоса наиболее 50 тыщ россиян.

Беззеркальный фотоаппарат «Зенит-М» / ©Пресс-служба Ростеха

«Зенит-Е» держит мировой рекорд как самая продаваемая и массово производимая «зеркалка» в мире. Всего КМЗ выпустил 3,3 миллиона экземпляров, что в итоге не покрыло и половины спроса – доп создание развернули на заводе в Белоруссии, где было выпущено еще 5 миллионов камер», — говорят на КМЗ. Это был фуррор не только лишь снутри страны. Фотолюбители из Скандинавии, Германии, Великобритании, Испании, Италии – весь мир охотно приобщался к русской фототехнике. Английский Amateur Photographer в 1967 году писал, что за маленькую стоимость «Зенит-Е» показывает поразительные свойства.

Королевское фотографическое общество Англии также отмечало: камера поражает даже не ценой, а своими способностями. В 1979-м журнальчик What Camera именовал «Зенит-Е» камерой года, предпочтя ее южноамериканским, германским и японским. Пожалуй, самая увлекательная ремарка встречается в книжке Soviet Product Quality (серия Studies in Soviet History & Society): «Одно из преимуществ русских камер – они, как и русские машинки, поступают уже готовыми к работе, и “Зенит” не исключение». Тут создатели имели в виду, до этого всего, уровень заводской сборки и подготовительного тестирования.

Но русский фотоаппарат преодолел не только лишь муниципальные границы. В музее КМЗ хранится датированное 1974 годом письмо от галлактических летчиков: «Этот фотоаппарат находился на борту станции “Салют-3”. С ним проведены все запланированные работы. Экипаж благодарит коллектив Красногорского механического завода за хороший фотоаппарат и передает его заводу на хранение». 
Еще про «Зениты» придумывали смешные рассказы – приятный индикатор народной популярности. К примеру, был таковой: «На льду шведская тройка. Шайба у Хедберга, щелчок, шайба в зените славы. Слава в отчаянии: это был его возлюбленный фотоаппарат».

Благодарность экипажа галлактической станции «Салют-3», 1974 год / ©Пресс-служба Ростеха

«Зенит-Е» стал броским прототипом сочетания технической и художественной мысли. В 2019 году, по итогам открытого голосования, камера вошла в топ-50 знаменитых брендов, встав в один ряд с «Союзмультфильмом», ВДНХ, музеем Эрмитаж и иными знаками страны и русской эры. Сейчас она занимает почтенное пространство посреди экспонатов Музея столичного дизайна, а рассказ о русском дизайне в принципе неосуществим без упоминания создателя этого известного фотоаппарата – Владимира Рунге.

Пионеры дизайна

Таланты грядущего дизайнера отмечали еще в школе. Напротив дома в Красногорске, где жил Рунге, стоял монумент Сталину. Владимир Федорович и сейчас отлично его помнит: фигура на бетонном постаменте, с непокрытой головой и правой рукою, заложенной за отворот шинели. Естественным желанием молодого художника было создать эскиз.

Когда рисунок попался на глаза учителю рисования, та забрала его для городской выставки детского творчества. Были признания и посерьезнее. На упражнениях в хим кружке Рунге вкупе с одноклассником собрал макет завода по производству удобрений – его потом проявили на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, будущей ВДНХ.

Товарный символ завода, 1970 год / ©Пресс-служба Ростеха

Опосля окончания школы и Красногорского оптико-механического техникума Владимир пришел на КМЗ, где специализировался на разработке и исследовательских работах электрических микроскопов и рентгеновских микроанализаторов. Знаковым же стал перевод в конструкторское бюро фотокиноаппаратуры Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) завода в 1965 году.

А позже сошлись звезды: при ЦКБ создается художественно-конструкторский сектор, а Рунге обучается на вечернем отделении Строгановского училища и одним из первых в Союзе получает должность «художник-конструктор». При выбирании управляющего свежеиспеченной службы дизайна выбор падает на него.

Первыми в отдел пришли Сергей Шевяков и Владислав Шаблевич – создатель дизайнерского решения большинства фотоаппаратов КМЗ с 1965 по 1995 годы. Потом подтянулись выпускники Строгановского училища. Юных дизайнеров – творческих, на самом деле, людей пришлось с нуля учить техническим особенностям фото- и кинотехники, но в итоге дизайнерское подразделение Рунге сделалось одним из самых узнаваемых в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии).

Творческий Альянс

Масштаб воздействия Рунге не уменьшится, даже если исключить из рассказа явное – другими словами «Зенит-Е» и его продолжения. С его подачи КМЗ начал сотрудничать со Строгановкой – инженеры завода посещали университет с лекциями, а студенты готовили проекты в институтских мастерских. Это был 1-ый схожий опыт в Союзе, и он стремительно стал приносить плоды: так возникли фотоаппарат «Остроглазый-10», получивший золото Лейпцигской ярмарки, и известное «Фоторужье» – для съемки удаленных объектов, в том числе на оживленных улицах и спортивных соревнованиях.

В конце 1960-х Рунге с сотрудниками разработали фирменный стиль КМЗ на базе частей логотипа фотоаппаратов «Зенит» – его можно созидать и на современной фототехнике завода. Совместно с художником Анатолием Сивоплясовым в 1976 году он участвовал в разработке техники для Мавзолея Ленина – набор употреблял стереофотограмметрическую съемку и бесконтактно замерял характеристики тела бывшего вождя. Разработанные сначала 1980-х камеры «Кварц» были признаны наилучшими в собственном классе, отмечены медалями ВДНХ и дипломами забугорных выставок.

Живописцы-конструкторы КМЗ: Геннадий Тихомиров, Владимир Рунге, Николай Фролин, Владислав Шаблевич, Лена Рыбникова, 1982 год / ©Пресс-служба Ростеха

В различное время Владимир Рунге занимал (и занимает доныне) должности председателя Центральной приемной комиссии Союза дизайнеров СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), вице-президента «Союза дизайнеров», сопредседателя отделения дизайна и архитектура Русской академии естественных наук, головного научного сотрудника Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики.

Феликс Березнер, президент интернациональной ассоциации Союза дизайнеров, произнес о нем: «Это человек, нашедший себе правильное применение. Умный, стильный, по-своему роскошный, но в то же время иронический, дерзкий, упорный. Фамилия Рунге стремительно стала известной и почетаемой в среде, создававшей новейший творческий Альянс».

Сейчас дело Владимира Рунге длится не только лишь на уровне мыслях. В сентябре 2018 года на наикрупнейшей фотовыставке в Германии Photokina проявили Zenit M. Новейший представитель знаменитого семейства возник в итоге коллаборации КМЗ и германской Leica. Дизайн вобрал внутри себя элементы дизайна традиционных моделей «Зенит» и «Остроглазый», а за создание вида отвечала студия SmirnovDesign – отец ее основоположника Сергея Смирнова, Альберт Смирнов, в свое время трудился в бюро вкупе с Рунге.

Дизайн для людей

1-ые дизайнеры на Уральском оптико-механическом заводе (УОМЗ) возникли сначала 1980-х. Тогда на предприятии интенсивно развивалось направление геодезической техники, а потом и продукты народного употребления. Главным поставщиком кадров был и остается Уральский филиал ВНИИТЭ – один из наисильнейших в стране. «Сейчас Центр промышленного дизайна УОМЗ – это маленькой, но принципиальный для компании коллектив, объединивший внутри себя сходу несколько направлений.

Основная деятельность содержит в себе всеохватывающую работу над продукцией, разработку новейших и модернизацию старенькых образцов изделий, графическое сопровождение и разработку упаковки. Особо необходимо отметить свою макетную лабораторию, где создаются макетные эталоны и макеты будущих изделий.

Уровень вовлечения в производственный процесс зависит от проекта. Спецы дизайн-бюро не только лишь работают над наружным видом изделий, да и разрабатывают систему, закладывают принципы многофункциональной архитектуры, пользовательского опыта, также делают новейшие идеи для развития новейших продуктов. Глобальная задачка – «человекоориентированность», другими словами не попросту создать прекрасно, да и учитывать ожидания пользователя и отразить их в конечном продукте», – ведает Шашмурин.

Посреди главных проектов, реализованных Центром промышленного дизайна УОМЗ — интерактивная палата «Интегро», функциональный наркозно-дыхательный аппарат, аппарат ИВЛ, также модульный светофор новейшего поколения Visual Intelligent Control (VIC) и сверхтехнологичная информационная стела – крайняя является не столько проектом «внутри себя», сколько частью глобальной программки по усовершенствованию городской информационной инфраструктуры.

Информационный терминал УОМЗ / ©Пресс-служба Ростеха

«Основная мысль инфостелы – создание новейшего инфраструктурного решения. На стадии проектирования спецы обусловили круг типовых заморочек, соответствующих для перемещения снутри огромных городов: трудности с навигацией, сохранностью и доступом к городским сервисам. Так стелу оснастили цифровой картой, критической клавишей связи с правоохранительными органами, точкой доступа к Wi-Fi и остальным технологичным функционалом. Иной индивидуальностью стала вариативность дизайна – за счет листовых композитных материалов наружный вид конструкции просто изменяется с учетом городской айдентики», — обрисовывает процесс эксперт компании Ростеха.

Сейчас уральский завод в составе «Швабе» достаточно тесновато связан с дизайн-индустрией. В 2019 году тут прошла 5-я Уральская промышленная биеннале. В ней приняли роль 300 живописцев из 14 государств мира, а само событие было признано наилучшим по версии VIII Каждогодней премии The Art Newspaper Russia. 

Источник: naked-science.ru

Ещё новости

Leave a Comment