Гиперзвуковая революция: запуски «Циркона», в конце концов, сделали русский флот мировой величиной? — Naked Science — wamba-mamba.ru

5.7

Наша родина до конца года проведет еще три запуска принципно новейшей гиперзвуковой ракеты, резко изменившей баланс сил в земных морях. На сей день нигде за пределами нашей страны таковых средств поражения кораблей нет. В первый раз за почти все годы южноамериканские авианосцы оказались вправду уязвимыми по отношению к российскому флоту. Как так вышло и что это означает для грядущего? Попробуем разобраться.

Орудие и техника # гиперзвуковая ракета # гиперзвуковое орудие # орудие Выбор редакции Гиперзвуковая ракета вылетает из обычной пусковой установки новейших кораблей русского флота / ©РИА Анонсы, Министерство обороны

Рф с 1905 года обычно не везло с флотом. В Первую мировую мы выстроили несколько линкоров, но единственное их приметное воздействие на историю свелось к тому, что они стояли в портах, а позже их матросы приняли инициативное роль в революции — чтоб избежать роли в боях. Далее было не очень лучше. В 1937 году, на учениях в Финском заливе, русские катера-дроны условно убили линкоры, но «линкоромыслящие» адмиралы собрались сделать вид, что этого не было, и дроны сначала войны перераблотали в обыденные катера.

Самую важную техно революцию в войне на море — авиацию — русские адмиралы проспали. В итоге во Вторую мировую мы утратили тыщу боевых кораблей, включая линкор, а противник — 50, и наикрупнейший из их был крейсером третьего ранга.

И даже в войну 2008 года российскему флоту удалось потопить разве что грузинский катер, попутно окатив осколками мирное судно. Ну и этого результата пришлось добиваться не штатной противокорабельной ракетой — так как она «не смогла», — а ракетой бортового комплекса ПВО (Противовоздушная оборона — комплекс мер по обеспечению защиты (обороны) от средств воздушного нападения противника). Можно длительно спорить, почему наш флот так равномерно проявляет себя в настоящих конфликтах, но, может быть, ситуация изменяется прямо на наших очах. Благодаря «Циркону».

Какие ракеты именуют гиперзвуковыми

Как это нередко бывает, не постоянно заглавие достается по заслугам. Первой в истории ракетой с гиперзвуковой скоростью — выше М=5 — стала «Фау-2», взлетевшая еще в летнюю пору 1942 года. Но ее и все другие баллистические ракеты не именуют гиперзвуковыми, поэтому что они могут набрать скорость лишь один раз, а сделав это единожды, больше набрать такую скорость не способны.

«Фау-2» стала первой ракетой, достигшей гиперзвуковых скоростей. Снимок с пуска трофейного эталона ракеты в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) / ©Wikimedia Commons

Все дело в движке. Типовая боевая ракета ПВО (Противовоздушная оборона — комплекс мер по обеспечению защиты (обороны) от средств воздушного нападения противника) нередко может достигнуть скорости выше М=5, другими словами формально гиперзвуковой. Но у нее жесткое горючее, а означает, если б ее горючего и хватило на 2-ой пуск, то создать это все равно нереально: твердотопливные ракеты летят, на самом деле, на большой и сложной пороховой шашке. Чтоб ее «отключить», необходимо уронить давление в зоне сгорания, для чего же, к примеру, может служить пиротехнический заряд, вышибающий часть оболочки ракеты в данной для нас зоне. Давление свалилось — горение завершилось. Но назад запустить уже не выйдет: не будет давления. Можно испытать поменять системы старта и запуска, но все равно получится не весьма. Военные ракеты на жестком горючем несут с собой и горючее, и окислитель — другими словами у их не настолько не мало способностей к долгой работе.

Естественно, были и ракеты с водянистым топливом. К примеру, немцы во Вторую мировую успели создать достаточно экзотичное ракетное горючее «Тонка-250», но в силу краха Рейха не успели его применить. СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), но, именовал его ТГ-02 и употреблял: у Ту-22 была противокорабельная ракета Х-22 на нем и азотнокислом окислителе. Да и здесь особо с топливом не разгуляться: ведь и горючее, и окислитель приходится везти в самой ракете.

Ту-22М3 с ракетой Х-22 под крылом / ©Wikimedia Commons

Возникает естественное желание применять ракету, похожую на крылатую дозвуковую либо сверхзвуковую, — лишь гиперзвуковую, наиболее резвую. Крылатые ракеты (не считая ядерных) несут горючее, а окислитель берут из воздуха. Это дозволяет подольше держать движки включенными. Но неувязка в том, что на гиперзвуковых скоростях обыденный реактивный движок не работает.

Возникала необходимость сделать гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный движок — а это уже нетривиальная задачка, поэтому что на гиперзвуке в воздухе появляются такие скачки уплотнений, которые серьезно затрудняют и управляемый полет аппарата, и даже горение горючего в его движке. Конкретно потому США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) почти все годы вели опыты со своими ракетами Х-51, но пока так и не преуспели в их принятии на вооружение.

Схема 1-го из вариантов гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного мотора. Слева вправо: воздух поступает в движок, потом сжимается, опосля чего же в него впрыскивается горючее / ©Wikimedia Commons

Почему это так принципиально? Поэтому что хотя «Фау-2» и добивается гиперзвука, но без умения маневрировать на следующей линии движения ее относительно просто сбить. Радар дозволяет вычислить баллистическую линию движения, а позже заблаговременно отправить туда противоракету, которая взорвется рядом с ракетой-целью.

А вот от гиперзвуковой ракеты либо боевой части таковая противоракетная оборона не сработает. Гиперзвуковая ракета повсевременно маневрирует, и применение по ней противоракет будет очень сложным. На самом деле, противоракета навряд ли собьет цель, даже если будет сама маневрировать на гиперзвуке. Беря во внимание, что на данный момент противоракет на гиперзвуке нет, неважно какая цель, которую штурмуют маневрирующими гиперзвуковыми средствами совершенно, становится беззащитной: она просто не сумеет перехватить атакующую ее ракету.

Что мы знаем о «Цирконе»

На этом фоне возникновение в 2016 году упоминаний о русской ракете «Циркон» и следующая информация о том, что она гиперзвуковая, вызвали серьезнейшее недоверие общественности — как русской, так и мировой. Алексей Навальный лично заявлял, что ракеты «Циркон» не существует еще в прошедшем году. В США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) ее разработку комментируют в классическом стиле «единства и борьбы противоречий», настолько обычном для анализа ситуации в Рф на Западе.

С одной стороны, почти все заявляли, что это просто опасности и что веровать российскому управлению никак недозволено, а технологически гиперзвук сложен, потому «Циркон» не способен интенсивно летать на гиперзвуке. С иной — представители Пентагона, обычно рассказывая о наружных опасностях, перечисляют и русское гиперзвуковое орудие, ненавязчиво намекая, что нужно бы снова прирастить ассигнования на оборону.

Все эти содержательные дискуссии несколько утратили актуальность сначала 2020 года. Тогда с русского фрегата «Адмирал Горшков» — к слову, не такового уж и огромного корабля, всего на 5400 тонн водоизмещения, меньше «Авроры» — была запущена ракета «Циркон». И она поразила наземную цель. В октябре 2020-го, запуск ракеты в первый раз проявили на видео — и поразила она морскую цель.

На видео просто видна принципиальная деталь: запуск шел из обычной шахтной вертикальной установки, по габаритам той же, что у «Калибров». Но «Размер» — ракета дозвуковая (при атаке наземных целей и «на марше» к морской цели) либо сверхзвуковая (на подлете к морской цели). Как следует, она конструктивно наименее страшная, чем «Циркон». Ведь сбивать крылатые ракеты на марше могут ПВО (Противовоздушная оборона — комплекс мер по обеспечению защиты (обороны) от средств воздушного нападения противника) почти всех флотов. Воздух у поверхности земли плотный — резвее М=2-2,5 крылатая ракета тут не полетит. А на таковой скорости ее полностью можно сбить даже из скорострельной пушки. Чтоб прорвать оборону, необходимо запускать сходу почти все 10-ки крылатых ракет.

Запуск ракеты из Белоснежного моря поразил цель в Баренцевом, показав способность ракеты преодолевать не только лишь морской, да и сухопутный участок линии движения / ©Wikimedia Commons

Но даже если запуск конкретно таковой, авианосцы им поразить весьма трудно. Любой из их прикрывают сходу 10-ки кораблей эскорта. Крылатая ракета безизбежно уткнется в один из их — и хотя те утонут, сам авианосец на дно не отправится. А конкретно он — основная цель нынешней войны на море: авиация весьма небезопасна, и: лишив противника палубных самолетов, можно переломить ход и финал «морской» войны.

Но «Циркон» — не «Размер». Он штурмует не горизонтально, летя низковато над водой, как рядовая крылатая ракета, а вертикально: пикируя на цель сверху, под прямым углом, на скорости до М=9. У него есть головка самонаведения, которая отыскивает в атакуемом районе радиоконтрастную цель самых огромных размеров (авианосец). Таковая головка игнорирует корабли гораздо меньше: сейчас авианосец не может за их спрятаться. Сбить что-то маневрирующее со скоростью в М=9 на сей день тоже нереально.

Другими словами, из видео запуска «Цирконов» вытекает: все русские корабли, снаряженные «Калибрами», в теории могут расположить в тех же пусковых ячейках «Цирконы». Самые малые из таковых кораблей, корветы типа «Буян», водоизмещением наименее тыщи тонн, имеют не меньше 4 таковых ячеек. Новейшие ракеты обещают расположить и на борту подводных лодок.

Кадр из презентации производителя новейшей ракеты, около 2016 года. На сей день ее тактико-технические данные несколько поменялись: дальность осталась около тыщи км, а вот предельная скорость выросла до М=9 / ©Vladimir Karnozov

Означает, новенькая гиперзвуковая ракета на сто процентов переворачивает всю войну на море. Напомним: у Рф имеется спутниковая группировка, позволяющая отыскать в море всякую авианосную группировку противника. Получив данные о ее местонахождении, хоть какой корвет (либо ряд типов подлодок, если идет речь о далеких морях) могут произвести запуски «Цирконов». Их дальность, по официальным данным, «выше тыщи км», другими словами запуск можно произвести в радиусе тыщи км от авианосца НАТО (Организация Североатлантического договора, Северо-Атлантический Альянс — крупнейший в мире военно-политический блок). На таком расстоянии от авианосца нет неизменных воздушных патрулей, и удар имеет приметные шансы остаться безнаказанным (в особенности для подлодок).

Вес боевой части новейших ракет 300-400 кг. Даже четыре попадания таковых ракет в авианосец означают его выход из строя и — с высочайшей толикой вероятности — большой пожар. Соответственно, даже одиночный маленькой корабль русского флота сейчас с удаления в тыщу км может привести в небоеспособное состояние большой атомный авианосец водоизмещением под 100 тыщ тонн.

На полпути к ракетному Таранто

На самом деле, это революция в войне на море, сопоставимая с той, что в 1940-х случилась из-за возникновения у самолетов способности топить линкоры, что и показали в 1940 году английские бипланы в итальянском порту Таранто. Сейчас, опосля первых пусков «Циркона» по морских целям, уже большие авианосные корабли оказываются в ситуации, когда они — мишень. При этом куда им вести ответную атаку, и сумеют ли они совершенно грозить кораблю, запускающему такие ракеты — не весьма понятно.

Русский фрегат, с которого была запущена новенькая ракета, достаточно маленькой по размерам. Он практически в два 10-ка раз уступает по водоизмещению южноамериканскому авианосцу. Очевидно, такие ракетные корабли дешевле собственных будущих жертв, а настоящих методов убить их на дистанции наиболее тыщи км у авианосцев нет / ©Wikimedia Commons

Дело в том, что площадь круга радиусом в тыщу км — 3,14 миллиона квадратных км. Авианосец при всем желании не сумеет вести воздушную разведку над таковой площадью сколько-либо отлично. Выплыла в 998 километрах от него «русская подводная лодка, отдала залп несколькими ракетами — система спутниковой разведки США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) это увидит и даже передаст данные о этом авианосной группе. Но что далее? Отправить к месту запуска самолет с противолодочными средствами? Лодка уже издавна погрузилась — топить там некоторого. Привести в готовность ПВО (Противовоздушная оборона — комплекс мер по обеспечению защиты (обороны) от средств воздушного нападения противника)/ПРО авианосной группировки? Никчемно: она не собьет ракету, падающую на цель со скоростью до 3-х км за секунду. А что будет, если выплывет несколько таковых лодок и запустят 10-ки таковых ракет?

Практически перед нами момент перелома в морской истории войн: ракетоносные корабли временно получили приметные достоинства над авианесущими. Очевидно, это не означает, что авиация не стала играться ведомую роль в войне на море. Те же МиГ-31 и Ту-22 с иной гиперзвуковой ракетой, «Кинжалом», дальностью в 2000 км, могут накрепко поразить хоть какой надводный носитель «Циркона» — либо южноамериканский авианосец, — не заходя в зону их ПВО (Противовоздушная оборона — комплекс мер по обеспечению защиты (обороны) от средств воздушного нападения противника).

Но сейчас преобладание на море от палубной равномерно перейдет к авиации сухопутного базирования. Ведь это авианосец не может продолжать работу опосля трех-четырех попаданий «Цирконов». Сухопутный аэродром полностью переносит удары полусотни крылатых ракет без утраты пригодности для полетов, как это проявили действия в Сирии. Ну и площадок, пригодных под военные аэродромы, на планетке на порядки больше, чем авианосцев: все обстреливать будет проблемно.

Как носители гиперзвуковых ракет самолеты лучше надводных кораблей: скорость во много раз выше, потому полностью можно нанести удар ранее, чем противник тебя увидит, и возвратиться на собственный аэродром ранее, чем он успеет выслать в твою сторону истребитель. Другими словами самолеты, а в дальнейшем и беспилотники, точно сохранят главенствующее положение на море в наиблежайшие 10-ки лет.

Кто его навряд ли сохранят — так это огромные надводные корабли всех типов.

Нехорошие последствия триумфа «Цирконов» для Рф

На этом отличные анонсы в главном завершаются. Бесплатных достижений не бывает: начав ставить на корабли революционное гиперзвуковое орудие, Наша родина сделала неминуемым принятие на вооружение такового же орудия в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке). Да, пуски Х-51 там не постоянно проходили удачно, бывали трудности, тесты на значимые сроки остановили, да, у Штатов на данный момент таковой ракеты нет.

Гиперзвуковая ракета Boeing Х-51 разрабатывается уже много лет, но трудности со размеренной работой гиперзвукового мотора до сего времени не дали ей приблизиться к постановке на вооружение / ©Wikimedia Commons

Но это в истории уже бывало. В 1950-х годах америкосы весьма не желали, чтоб 1-ые их спутники и люди попали в космос на борту ракеты, сделанной Вернером фон Брауном, — благо он, как и 120 его коллег, были вывезены в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) из Германии. И сами себя они полушутливо называли «мирнопленными» (по аналогии с военнопленными, с той различием, что фон Браун и его люди не вели войны, но были пленены). Америкосы в принципе на считали, что им нужна помощь германского инженера: они лицезрели в нем «1-го из», не понимая, что фон Браун по своим возможностям стоял намного выше хоть какого южноамериканского современника.

Потому, когда в 1954 году он предложил проект ракеты, которая смогла бы вывести на орбиту спутник, все предпочли его предложения не увидеть. Двадцатого сентября 1956-го сделанная им для военных ракета Jupiter-C сделала полет, достигнув высшей точки в 1100 км (выше орбиты пуска первого русского спутника). При этом на ее борту был макет спутника массой в 14 кг.

Чтоб буквально убедиться, что фон Браун крепко «посиживает на цепи», перед самым пуском к разрабам приехал генерал Эндрю О’Мира — специально для того, чтоб объяснить: Jupiter-C не должен «случаем» ничего «случаем» запустить на околоземную орбиту. Как правильно отмечает южноамериканский историк Уолтер Макдугалл, все это бесчинство было лишь из-за национальности фон Брауна: «Правительство желало избежать хоть какой связи [американских космических проектов] с Третьим рейхом».

В те же день, что русский флот в первый раз отстрелялся «Цирконами» по морской цели, Lockheed Martin показала эскизы будущих наземных установок для стрельбы южноамериканскими гиперзвуковыми ракетами. Но пока такое орудие в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) существует только на картинах / ©Lockheed Martin

Но в октябре 1957 года Королёв двинул фон Брауна прямо в дамки. Опередив политкорректных по национальности американских разрабов ракет для вселенной, СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) вывел туда 1-ый спутник. В ту же ночь (то есть темное время суток), не дожидаясь рассвета, южноамериканский министр обороны приехал к фон Брауну и срочно поставил ему задачку догонять. В итоге Штаты стремительно попали в космос, а через дюжину лет — и на Луну.

К чему этот исторический экскурс? К тому, что на данный момент в военно-промышленном комплексе США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) в конце концов спохватились и собираются ударными темпами наверстывать отставание. Да, с фон Браунами в южноамериканском ВПК сейчас не весьма, но то, что эта страна в 2020-х все-же сумеет поставить на вооружение гиперзвуковые ракеты, колебаться трудно. Пусть это не сделает Boeing c X=51, но это в состоянии сделать Lockheed Martin со собственной гиперзвуковой разработкой.

Другое изображение Lockheed Martin, показавшееся синхронно с новенькими испытаниями русской гиперзвуковой ракеты / ©Lockheed Martin

И именно тогда Наша родина в плане баланса сил на море окажется в весьма сложном положении. У США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) тоже есть разведывательные спутники и куда больше самолетов. Lockheed Martin работает и над ракетой воздушного базирования, и ничто не помешает Штатам при нужде запускать их сходу десятками либо даже сотками.

Меж тем по числу воздушных носителей сравняться с Вашингтоном Москва не может возлагать даже в далекой перспективе. Экономика Рф не попросту в пару раз меньше американской, но в крайний десяток лет к тому же вырастает медлительнее. Другими словами разрыв меж способностями оплачивать армады боевых самолетов быстрее наращивается, чем сокращается. История с «Цирконом» показала: сделать и поставить на вооружение новейшую военную технологию Наша родина точно может резвее возможного противника. Но для длительного поддержания военного паритета 1-го этого очевидно недостаточно.

Как русская сторона будет выходить из данной для нас ситуации — пока остается совсем не понятно.

Источник: naked-science.ru

Ещё новости

Leave a Comment